Новый памятник в центре Варшавы Здание промежуточного озонирования и угольной фильтрации
Здание промежуточного озонирования и угольной фильтрации Муниципального предприятия водоснабжения и канализации в Варшаве уникально. И не только из-за своего масштаба или роли, которую оно выполняет для жителей столицы. Глядя на впечатляющий, отлично выполненный объект сегодня, было бы трудно догадаться, сколько проблем и задач стояло перед архитекторами и подрядчиками.
Короткое время реализации, ориентир на существующую застройку, строительство на территории под опекой реставратора памятников и технологические требования, связанные с функцией здания - это только некоторые из них. Но всё получилось. Здание промежуточного озонирования и угольной фильтрации Муниципального предприятия водоснабжения и канализации в Варшаве является прекрасным примером того, как создать «новый памятник», хотя это кажется невозможным.
Роль нового комплекса
Здание промежуточного озонирования и угольной фильтрации играют очень важную роль в варшавской сети Муниципального предприятия водоснабжения и канализации. Оно обеспечивает хорошую воду для большинства жителей столицы, поэтому его строительство было социально значимым мероприятием. Инвестиция, которая составила около 59 млн. евро нетто, была осуществлена в рамках проекта «Водоснабжение и очистка сточных вод в Варшаве». При такой роли и финансовых затратах инвестор решил позаботиться о том, чтобы как дизайн, так и используемые материалы были наивысшего качества. Подбирали те, которые обеспечивали высокую прочность, а также эстетику. Вот почему основными строительными блоками в комплексе являются: клинкер на фасадах, песчаник на деталях фасада и медные листы на крыше.
Креативный подход к истории
Для определения окончательной формы здания промежуточного озонирования и угольной фильтрации решающую роль имела его архитектурное окружение. Предприятие центрального водоснабжения был основан в 19 веке по проекту известного дизайнера гидротехнических сооружений английского инженера В.Х. Линдли и его архитектора Джулиана Херде. Построенные с 1881 по 1915 год здания, в том числе водонапорная башня, имеют исключительную историческую ценность и сегодня находятся под опекой реставратора памятников, как и новые объекты, реализованные в 30-х годах XX века. Класс этих памятников подтверждается планом включения их в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (вместе со Старым городом в Варшаве), который в конечном итоге не был реализован исключительно потому, что подробные планы Департамента не были предоставлены комиссии, признав их в то время секретными. По этой причине одним из основных допущений являлся немодернистский характер планируемой части комплекса водоснабжения. Текущий проект, ссылаясь на исторические объекты, творчески обрабатывает исторические закономерности и в то же время не имеет типичных особенностей утилитарной промышленной архитектуры.
Ценный центр
Вторым важным фактором, определяющим характер объекта, является местоположение участка. Территория Предприятия центрального водоснабжения, занимающая площадь 32 га, расположена в самом центре Варшавы и окружена важными для города улицами - Кошиковой, Фильтровой, Кшивицкого и Рашиньской. Это местоположение свидетельствует об уникальности объекта, потому что очень редко промышленные здания располагаются в самом центре мегаполиса, на очень ценном и прекрасно расположенном участке. В настоящее время объекты водоснабжения возводятся в основном в пригороде, а в центре размещаются кинотеатры, театры, торговые центры, офисные здания и аналогичные объекты. Власти Варшавы даже рассматривали возможность перемещения Предприятия центрального водоснабжения в окрестности ул. Черняковской, однако из-за существующих исторических объектов исключительной ценности, которые открыты до сих пор, было окончательно решено не менять местоположение. Тем не менее, это заставило проектировщиков нового промышленного объекта конструктивно ссылаться на формы гидротехнических сооружений Линдли девятнадцатого века, принимая во внимание факт прямого контакта с жилой архитектурой в центре города середины XX века. Благодаря таланту и опыту автора проекта, варшавского архитектора Рышарда Соболевского, был создан неагрессивный объект, соответствующий архитектуре «старых фильтров», но полностью функциональный и современный, в котором его промышленные функции не являются вопиющим диссонансом по отношению к окружающей среде. Интересно, что станция озонирования так прекрасно вписалась в общую застройку всего центрального водоснабжения, что, идя со стороны улицы Рашиньской, невозможно догадаться, что эти здания построены в 2010 году.
Конструкция, состоящая из трех частей
В случае станции промежуточного озонирования и угольной фильтрации впечатляет не только местоположение участка или исторический район, но и масштаб этого объекта. Это компактный, но фрагментированный строительный комплекс с общей полезной площадью 21 100 кв. м, разделенный на три основные части. Они имеют разные формы и размеры, что позволило избежать однообразия зданий. Дополнительное разнообразие было обеспечено благодаря использованию таких форм, как ризалиты, преломления или разнообразные формы крыши. В первом сегменте, т.е. южном, находятся резервуары для хранения с предварительно обработанной водой перед озонированием. Его кульминация представляет собой огромную террасу с зеленью, которая покрывает резервуары для воды. Все здание покрыто растениями, которые вдоль восточного и западного фасада образуют извилисто сформированные висячие сады. Южный сегмент состоит из двух частей: в первом находятся насосные станции, а в другом – камеры озонирования. В то время как средний сегмент состоит из 18 камер угольных фильтров, задача которых заключается в фильтрации воды уже после озонирования. Именно здесь, над фильтрующим залом, находится «зеленая крыша», самый впечатляющий фрагмент зелени во всем комплексе. Третий и последний сегмент, северный, состоит из двух основных зданий – конечной насосной станции и камеры оксигенации. Здесь также находится важнейший энергетический узел, главный вход во весь комплекс и служебная часть.
Форма здания и роль зелени
Композиция комплекса, состоящая из трех частей, подчинена функциям здания - поток воды был строго определен технологами в соответствии с принципами гидростатики. Весь комплекс должен также вмещать в себе невообразимое количество машин, технологических решений или резервуаров. С другой стороны, архитекторы из студии «Dorjon International» хотели придать зданию интересный и легкий вид, принимая во внимание тот факт, что западный фасад является одним из фасадов оживленной ул. Рашиньской, а южный – ул. Фильтровой. Это было достигнуто, в частности, благодаря разработке чердака с крутыми крышами. – Очень важным элементом здесь является, так называемая, тектоника фасада. Благодаря этому объект не выглядит тяжелым. Углубления, колонны и карнизы из песчаника одинаково важны, - добавляет Рышард Соболевски. Другим дополнением в борьбе за то, чтобы сделать общее выражение здания более привлекательным, была зелень. Большая доля зелени является неотъемлемой частью общей концепции здания. Так было уже в XIX веке, когда территории Центрального водоснабжения приобрели парковый характер. Сегодня ее функция - это ссылка на девятнадцатилетние традиции и значительная доля в формировании правильного масштаба застройки. Чтобы огромные блоки и элементы без окон не создавали слишком массивного впечатления, все искусно обвито. Помимо растений вокруг стен, они были также посажены на террасе, а в первую очередь – на, так называемой, „зеленой крыше” над центральной частью нового объекта. Это совершенно уникальное место с очень большой территорией, оборудованной посадочными местами, дорожками и другими элементами, характерными для городских зеленых зон.
Фасад
Зелень отлично сочетается с красным цветом фасада. Он был сделан из гладкого клинкерного кирпича Röben Melbourne красного цвета. – Мы решили приобрести кирпич этой марки прежде всего потому, что Röben был единственным производителем клинкера, который пообещал нам особую деталь - вуссуары - из точно такого же материала и в том же цвете, что и фасадный кирпич, - говорит архитектор Рышард Соболевски. – Это было очень важно для нас, потому что полукруглые формы являются важным элементом фасада. Специально подготовленные вуссуары для нужд этого проекта мы использовали на арках аркад, покрывающих около трех метров ширины ворот и входа. Всего их было около 1600 штук, - добавляет он. Также был обожжен кирпич в специальном формате, чего нет в регулярном предложении фирмы. Заводы фирмы Röben произвели для этого проекта более 170 000 кирпичей размером 250 x 65 x 120 мм. Использование этого материала позволило новому зданию промежуточного озонирования и угольной фильтрации идеально сочетаться с историческими зданиями, выполненными из облицовки из красного кирпича, характерной для индустриализма 19-го века.
Забота о мельчайших деталях
Дизайн Станции озонирования и угольной фильтрации продуман до мельчайших деталей, что видно по тщательно подобранным деталям. Внимание привлекает, среди прочего, внешние балюстрады из песчаника. Из-за трудоемкости и сложности их выполнения, изготовление этих элементов началось еще до начала строительства самого комплекса. Такие детали, как внешнее освещение, также были важны для общего характера объекта. Осветительные столбы имеют богатый стилизованный дизайн, который в сочетании с кронштейнами придает им характер старинных уличных фонарей. Структура внешнего покрытия имеет вид старых чугунных отливок. Учитывая их традиционный характер, рекомендуются, в частности, для освещения исторических объектов. Другой деталью является недавно реализованный рельеф, то есть три панели из песчаника на южной стороне фасада. Самый большой из них, расположенный в центре, представляет собой фигуру В.Х. Линдли при проектировании. Два поменьше – это фигуры мифических мастеров города – Варсы и Савы. Барельефы скульптора А. Я. Кравчака были выбраны в рамках общенационального конкурса.
Интерьеры
Внутренняя отделка варьируется в зависимости от области применения и функций помещений. Тем не менее, основные, типичные интерьеры и лестничные клетки отделаны клинкером, прежде всего клинкерной плиткой. – Моя идея заключалась в том, чтобы интерьеры были продолжением облицовок фасада. Главный вход выполнен из клинкерного кирпича, а при входе во внутрь также можно обнаружить клинкер на стенах. Это дает ощущение гармонии и целостности. Клинкер в интерьерах, особенно в более представительных и посещаемых посторонними лицами, также выполняет важную эстетическую функцию - он придает комнатам дружелюбный и в то же время элегантный климат, скрывая современные бетонные конструкции, - объясняет Рышард Соболевски.
Крыша гармонирует с фасадом и окружением
С фасадом из клинкера гармонично сочетается крыша из медных листов, уложенных по бельгийской системе, так называемый, стоячий фальц. Идея архитектора заключалась в том, чтобы получить интересную цветовую комбинацию красного фасада с зелеными крышами и парковым окружением. Вот почему крыша сделана из окисленной меди, которая теперь имеет зеленоватый оттенок, и с годами она приобретет глубокий цвет. Стоит добавить, что долговечность этого материала оценивается даже на 300 лет. Пусть здание промежуточного озонирования и угольной фильтрации на территории Центрального водоснабжения послужит жителям Варшавы хотя бы столько же времени.